«Автогражданка» станет проще. Потерпевшие будут получать выплаты быстрее

Как сообщает "КАПИТАЛ", до конца года по полисам «автогражданки» страховщиков-банкротов выплачивать компенсации станет намного быстрее, чем теперь.

 

 

 

 

Вчера Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности Верховной Рады одобрил законопроект об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, упрощающий механизм получения пострадавшими в ДТП страхового возмещения из фондов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). Проект закона будет вынесен на сессию парламента уже в начале августа, а к концу года может быть принят. «Он в приоритете, поскольку речь в документе идет об усилении гарантий пострадавшим по полисам ОСАГО страховщиков-банкротов», — ранее заявлял депутат Андрей Пинчук. Он является автором законопроекта с Вадимом Мериковым, Александром Едининым, Сергеем Мартыняком и Алексеем Кайдой. Первые два депутата входят в координационный совет МТСБУ, а Пинчук возглавляет этот совет.

 

Шире круг

Проект закона предусматривает расширение прав МТСБУ. Например, обращение бюро в Национальную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) с требованием ввести временную администрацию в страховую компанию (СК) может стать основанием для принятия регулятором соответствующего решения. Сейчас подобные обращения носят всего лишь рекомендательный характер. МТСБУ также будет предоставлено право назначать временного администратора при согласовании его кандидатуры с Нацкомфинуслуг.

 

Кроме того, законопроект ограничивает круг претендентов на выплаты из фондов бюро. «Депутаты предлагают платить из фондов МТСБУ только пострадавшим и их наследникам, но не фирмам-посредникам», — говорит президент МТСБУ Роман Роменский. По его словам, из-за того что сегодня этот аспект четко не прописан в законе, возникают проблемы с выплатами из фондов бюро. В частности, «Капитал» писал о покупке факторинговыми компаниями обязательств страховщиков-банкротов перед клиентами за 30 %.

 

Гарантии в силу

Главный плюс законопроекта для потерпевших — ускорение выплат из фондов МТСБУ по обязательствам страховщиков-банкротов. Если сегодня за обанкротившегося страховщика бюро по закону платит только после полного завершения процедуры его банкротства, то с принятием документа претендовать на компенсацию люди смогут сразу после лишения проблемной страховой компании лицензии при условии невыполнения ею обязательств перед клиентами в течение срока свыше 90 дней. Этот пункт, по мнению авторов законопроекта и регулятора рынка, значительно упростит жизнь участникам ДТП. «Люди будут получать компенсации в течение месяцев, тогда как сейчас на ожидание возмещения уходят годы. К примеру, по компании «Вексель» процедура банкротства длится с 2010 г. И потерпевшие, и МТСБУ давно готовы к выплатам, а решения до сих пор нет», — заверил Роменский.

 

Страховщики заявляют о поддержке законопроекта, но готовятся подготовить в него изменения. «Мы предложим усилить надзор регулятора за активами страховой компании, к которой у МТСБУ появятся вопросы. Это не значит, что такую СК нужно сразу лишить лицензии на ОСАГО, но обязательно нужно контролировать ее активы, чтобы у собственников не появилось соблазна выводить их из компании, как происходит сейчас», — предупредил президент Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов. По словам президента Украинской федерации страхования Андрея Перетяжко, при усилении требований к резервам продавцов «автогражданки» новый механизм выплат поможет рынку ОСАГО избавиться от недобросовестных игроков.

 

Но многие эксперты пока не очень представляют, как фонды МТСБУ справятся с упрощенными выплатами потерпевшим в случае массового банкротства страховщиков. «Если ситуация на страховом рынке будет ухудшаться, не исключено, что уже в 2015 г. невыполненные обязательства страховщиков-банкротов могут достичь 250-300 млн грн, — уверена гендиректор ассоциации «Страховой бизнес» Людмила Белошицкая. — Если выплачивать придется быстро, это станет серьезным испытанием для фондов бюро и оставшихся продавцов «автогражданки», которым придется наполнять фонды МТСБУ».

 


Автор: Татьяна Павлюченко
Источник: "КАПИТАЛ"