ОСАГО мчится к проблемам

Премии страховщиков от «автогражданки» сократились на 11%

 

 

 

 

 

 

Ситуация в сегменте ОСАГО стремительно ухудшается. Премии по этому виду страхования за январь-апрель снизились на 10,9%, хотя выплаты продолжили расти – отчасти из-за подорожания импортных запчастей. Участники рынка ожидают продолжения роста выплат, в то время как нарастить премии можно только с применением административных методов.

 

За первые четыре месяца текущего года страховщики привлекли от страхователей 735,7 млн грн премий по ОСАГО, что на 10,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщили в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины (МТСБУ). Чуть меньше – на 9,2% – сократилось количество заключенных договоров.

 

Снижение премий оказалось рекордным как минимум за полтора года. Еще в январе-марте, по данным МТСБУ, падение премий составляло 3,5% – до 561,1 млн грн. В 2013 году премии снизились всего на 0,4%, а в 2012-м – они выросли на 5,1%.

 

Факторы снижения
В середине апреля украинские страховые компании свернули свою деятельность в Крыму. По данным Insurance Top, в 2013 году на полуострове было собрано 58,9 млн грн премий по ОСАГО, которые составили всего 2,5% от общего объема платежей (2,44 млрд грн). Таким образом, исчезновение Крыма из апрельской отчетности украинских страховщиков могло уменьшить общеукраинский показатель января-апреля на 0,63%.

 

Снижение активности страховщиков было вызвано и проблемной ситуацией на востоке Украины, которая, впрочем, заострилась только в мае, поэтому еще не учтена в обнародованной статистике МТСБУ. «В первую очередь проблемы в Донецкой и Луганской областях, существенное уменьшение количества сделок по продаже автомобилей и, как следствие, уменьшение запросов на страхование новых автомобилей также привели к снижению спроса», – перечисляет начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков СК «Allianz Украина» Александр Яременко.

 

Демпинг не усиливался. По данным МТСБУ, средний размер выплаченных премий в 2013 году составлял 278,7 грн, а в январе-апреле 2014 года – 276,4 грн. Среди факторов снижения премий также можно назвать общую негативную экономическую ситуацию и подорожание топлива, что вынудило людей сократить количество поездок. Это не могло не отразиться на объемах страхования авторисков.

 

Сэкономили на выплатах
На фоне резкого сокращения премий выплаты страховщиков продолжили расти: выплатили 337,4 млн грн (+3,3%). Еще в январе-марте выплаты сокращались на 5,3% – до 238,2 млн грн, а количество урегулированных страховых случаев было меньше на 3,8% – 26,9 тыс. дел.

 

Впрочем, страховщики рост ожидаемых выплат считают незначительным. По итогам 2013 года они выплатили на 4,3% больше, чем годом ранее. При этом курс гривны в прошлом году был стабильным, а в 2014-м отечественный дензнак девальвировал к доллару США почти на 50%. «Размер среднего убытка вырос на 30%», – подсчитал ведущий специалист отдела рассмотрения страховых дел СК «ИНГО Украина» Андрей Нечас. Такие же цифры называют и в МТСБУ. Основную долю в страховых выплатах занимает стоимость запасных частей на автомобиль, цены которых привязаны к курсу иностранной валюты.

 

В некоторой степени такое несоответствие страховщики объясняют тем, что клиенты предпочитают получать выплаты на руки. «В таком случае из выплаты вычитается НДС. А сейчас доля автолюбителей, которые хотят получить выплату именно на руки, а не через СТО, выросла», – объяснили в СК «Allianz Украина».

 

По страховым случаям, которые наступили в Крыму в апреле, пострадавшие не смогли получить возмещения. Большинство СК в апреле закрыли там свои представительства, а заявления принимали почтой или по интернету. Тормозил процесс урегулирования страховых событий и коллапс банковской системы в Крыму, а также отсутствие легитимных госструктур, уполномоченных выдавать справки, необходимые для выплаты возмещений (см. материал «Без права на риск»). Страховые случаи, которые произошли на полуострове, либо до сих пор находятся в процессе рассмотрения, либо, если по ним уже принято решение о выплате, будут урегулированы с потерпевшими на материке.

 

На рынке без перемен
В мае тенденция сохранилась, прогнозируют обновленную статистику участники рынка. «Более того, не исключаю даже рост премий. Ведь именно в мае МТСБУ сообщила об изменении механизма отчисления взносов с 1 июня, поэтому многие компании, в том числе крупнейшие, предлагали застраховаться «по старым ценам» даже тем клиентам, срок действия полисов ОСАГО которых еще не истек. Причем обзванивали как «своих», так и «чужих» клиентов», – сетует предправления одной из СК.

 

МТСБУ с 1 июня рекомендовало страховщикам отказаться от минимальных цен на «автогражданку» (см. материал «ОСАГО дорожает»). В частности, для Киева минимальное значение коэффициента К2 (место регистрации транспортного средства) рекомендовано повысить с 3,2 до 4,2, для городов – сателлитов столицы – 2,2 вместо 1. Примерно на треть выросло значение коэффициента К3 (сфера использования транспортного средства). С 50% до 20% уменьшился максимальный размер скидки за безубыточную езду. Суммарно стоимость ОСАГО выросла в среднем на 30-50%. Тем компаниям, которые будут применять старые коэффициенты, должны увеличить до 20% отчисления в Фонд защиты потерпевших.

 

Впрочем, насколько эффективны оказались рекомендации МТСБУ, сказать пока сложно. В бюро сообщили, что сейчас обсуждается вопрос пересмотра тарифов. «Этот вопрос относится к компетенции президиума МТСБУ. Он будет вынесен на рассмотрение президиума уже в ближайшее время», – сообщили в МТСБУ.

 

«Само падение премий для капитализированных компаний не критично: у них есть запас прочности, который позволит и дальше выполнять взятые на себя обязательства. Но таких компаний немного. При этом механизм, предложенный бюро, эффективный, но далеко не все компании прислушались к рекомендациям. Особенно это касается тех компаний, которые демпинговали и раньше. Санкции бюро к ним сможет применить не раньше второй половины июля или даже начала августа. И не факт, что эти страховщики увеличат отчисления в фонды, при этом запас выданных им ранее бланков ОСАГО позволит им еще на протяжении нескольких месяцев собирать премии. Пока дойдет очередь до отзыва лицензии или исключения из МТСБУ, пройдет еще довольно много времени», – говорит председатель правления СК «Княжа» Дмитрий Грицута.

 

При этом выплаты будут расти. «Девальвация гривны началась лишь в конце февраля, и трех месяцев недостаточно, чтобы ее влияние проявилось в полной мере», – объяснили в компании «Allianz Украина». Лишь треть страховщиков выплачивает возмещение в установленные законом 90 дней.

 

Автор: Виктория Руденко
Источник: FinMaidan