Лимиты выплат по автогражданке необходимо повышать

В Украине лимит ОСАГО по ущербу имуществу потерпевших составляет 50 тысяч гривен, по жизни и здоровью - 100. Лимит в России: примерно 30 и 40 тысяч гривен соответственно. В Европе идет речь о совсем других цифрах. Например, в Эстонии, Италии и Польши максимальная сумма выплаты составляет 5 млн евро, в Германии – 7,5 млн. А в Бельгии, Франции, Ирландии и Люксембурге - размер возмещения не ограничен.

 

Генеральная ассамблея совета бюро международной системы автострахования «Зеленая карта» изменила механизм урегулирования крупных убытков. Для того, чтобы компенсации пострадавшим выплачивались быстрее, во-первых, решили сократить сроки. Информация о наличии действующего полиса страхования у иностранца - виновника ДТП должна поступить в течение 6 недель, вместо нынешних трех месяцев. Это позволит бюро страны, где произошло происшествие, более оперативно принимать решения о выплате возмещения. Относительно размера выплат, здесь также есть новшества. Если утвержденное судом страховое возмещение пострадавшим превышает установленный в стране лимит, то разницу компенсируют страховщики этой страны.

 

О том, как повлияют эти изменения на украинские страховые реалии, рассказал заместитель главы страховой компании «Феникс» Игорь Сахаров.

 

Много ли в Украине страховых случаев, которые попадают под эти критерии? То есть ДТП по вине иностранцев и страховых случаев, которые тянут за собой выплаты больше 50 тысяч гривен?

 

Да, такие события случаются, но не могу сказать, что их много. Всё-таки у нас, если посмотреть на соотношение водителей, которые попадают в аварии по вине иностранцев, это единицы. Если посмотреть на 45 тысяч ДТП, которые происходят в Украине, то с учётом иностранцев их происходит несколько сотен, до тысячи, может быть. Так же и вероятность того, что человек попадает в аварию и получает убытки выше, чем предусмотрено нашим законодательством, которые могут компенсировать наши страховщики. Такие ситуации тоже случаются. И в данной ситуации, до такого решения ассамблеи, мы могли выплачивать пострадавшим только с согласия иностранного страховщика. «Зелёная карта» - это полис, выданный иностранной компанией. И если лимитов на выплату не хватает, то по согласию страховщика, который выдал такую «Зелёную карту», мы могли компенсировать убытки сверх того, что предусмотрено внутренним законодательством. Теперь ассамблея решила так, что если вам ваше законодательство не позволяет оплачивать большие убытки, то по решению суда моторное бюро должно найти способ решить эту задачу самостоятельно. То есть моторное бюро должно формировать дополнительный фонд для этих целей и осуществлять выплаты. Вот такое принято решение суда по решению этой задачи.

 

Были ли проблемы с возмещением сумм иностранными компаниями?

 

На моей практике ситуации были всякие. Мы обращались в иностранные компании и объясняли ситуацию, что денег на выплату не хватает у нас, нужно платить больше. Компании соглашалась и говорили – предоставьте оправдательные документы, чтобы мы подтвердили эти расходы. В других случаях бывали ситуации, когда нам говорили – нет, платите в рамках вашего законодательства. То есть было по-разному, конечно.

 

Как на такие нововведения отреагирует украинский авто страховой рынок? Приведёт ли это к повышению лимитов по ОСАГО?

 

Не думаю, что это как-то повлияет на наш рынок. Это наши отношения с иностранными страховыми компаниями и у моторного бюро достаточно резервов и сформированных фондов для того, чтобы покрывать единичные убытки, которые могут превышать суммы. Смотрите, тут же можно сказать в такой ситуации, что если человек пострадал на большую сумму, то он может и предъявить такую сумму. И он уже никак у нас не ограниченна нашим гражданским кодексом. Вот вы вспоминали, что в Бельгии без лимита и выплачивается на всю сумму, которую присудит суд. То же самое получится и в Украине. Миллион, несколько миллионов евро - если найдётся какой-то потерпевший, который заявит претензию на 10 миллионов гривен, то моторное бюро должно будет эти деньги заплатить. И это уже серьёзное влияние на фонды бюро. Будет ли такой случай, или нет – не знаю, но в теории возможно, а значит, на практике к нему тоже нужно готовиться.

 

Нужно лимиты по ОСАГО повышать?

 

В принципе – нужно, потому что 50 тысяч за разбитую машину, это, наверное, уже немного. 100 тысяч за жизнь, но убытки бывают и выше. Вот у меня недавно было страховое событие, где суд присудил потерпевшей стороне за смерть водителя, который погиб, выплатить 300 тысяч гривен. Решение суда против виновной стороны. То есть 300 против 100 тысяч лимита, то есть 200 тысяч ещё нужно где-то взять. Поэтому – да, есть прецеденты и элементы, я считаю – нужно повышать.

 

Согласно статистическим данным, страховых случаев, превышающих лимит, в Украине немного. Так, в первом квартале нынешнего года средняя сумма возмещения по ОСАГО составила почти 10 тысяч гривен. При этом выплаты за ущерб жизни и здоровью достигали почти 8-ми, а имуществу - около 10-ти тысяч.

 

По материалам "Голос Столицы"