Что делать если выплаты по ОСАГО не хватает для ремонта автомобиля?

Автогражданка существует в Украине уже больше восьми лет. За это время, несмотря на все позитивные моменты данного вида страхования, явственно прослеживается большая проблема, что подрывает доверие как и страхователей так и потерпевших к этому виду страхованию, а именно несоответствия страховой выплаты размеру ремонта автомобиля на СТО.

Проанализировавши все обращения Клиентов к нам, можем смело констатировать, что почти каждая вторая выплата по автогражданке не покрывает прямой ущерб пострадавшего. Почему так происходит? В данной статье мы постараемся объяснить почему размера страховой выплаты не хватает для восстановления потерпевшим своего автомобиля.

Итак, почему так происходит? По двум причинам:

1. Недобросовестные действия страховщиков.
2. Изъяны в законодательстве.

Далее мы детально остановимся на вышеизложенных причинах.

1. Действия страховщика.

Согласно статье 29 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» в связи с повреждением транспортного средства возмещаются расходы, связанные с восстановительным ремонтом транспортного средства с учетом износа, рассчитанного в порядке, установленном законодательством. Для определения размера ущерба страховщик привлекает «независимых» экспертов. Цены на запчасти и на материалы эксперты берут с программного обеспечения, цены на работы прописываются как средние по региону (если нет акта выполненных робот с официала, но об этом позже). Кроме того существуют вилки расчетов, применение которых напрямую влияет на размер ущерба. Соответственно, без больших усилий со стороны эксперта его расчет будет значительно меньшим за счет СТО ( уже не говорю о счете официального СТО).

Также, часто возникают споры о необходимости ремонта, а не замены детали и озвучивания экспертом тез о том, что полученные повреждения не относятся к конкретному ДТП, за которое должна отвечать его компания. Таким образом, сума выплаты может уменьшатся на разницу между заменой и ремонтом детали, а также на суму деталей и работ, какие с точки зрения эксперта не относятся к ДТП.

2. Несовершенное законодательство.

Подпункт а). Вопрос износа. Данный вопрос стоит очень остро, и подлежит усовершенствованию.

Износ насчитывается, когда автомобилю больше пяти или семи лет (автомобиль отечественный или иностранный соответственно), если на кузове автомобиля есть деформация, а также в других случаях, что предусмотрены Методикой проведения исследования транспортных средств. Согласитесь, например, в Киеве, трудно найти пятилетний автомобиль вообще без повреждений. Соответственно даже если на автомобиле есть деформация в форме вмятины на капоте, а машину ударили в бок износ все равно будет насчитываться. Недавний пример в нашей практике: автомобиль нашего клиента (Mazda 3 MPS) ударили в лоб. Размер восстановительного ремонта на СТО составил (по счету) больше 80 тысяч гривен. Ожидая выплату в лимите 50 тысяч гривен Клиент подал все необходимые документы страховщику. Страховая компания, в свою очередь насчитала к выплате приблизительно 35 тысяч гривен. Почему: 1) самостоятельно определила размер ущерба в размере до 70 тысяч гривен 2) на выплату насчитала износ, так как на автомобиле клиента, а именно на крыше багажника была вмятина (размером 1 на 1 см.). Но это еще не все отчисления, которые насчитал страховщик, а именно…

Подпункт б) Вопрос НДС. Из сумы возмещения страховщик может вычитать еще и суму НДС, если потерпевший не предоставил документы, которые подтверждают уплату данного налога. Правильно это или нет, в данной статье рассматривать не будем. Специальная статья на эту тему уже есть на нашем сайте (к слову добавим, что не смотря на нелогичность, законодатель в новой редакции закона четко указал, что страховщик имеет право не платить НДС без наличия соответствующих документов). Таким образом страховщик еще уменьшил размер выплаты нашему Клиенту на 20%, соответственно при затратах на ремонт в 80 тысяч гривен, наш Клиент получил от страховщика 28 тысяч гривен (35 тысяч гривен -20%).

Можно ли получить весь размер ущерба, чтобы все же отремонтировать автомобиль? Можно главное не опускать руки, а действовать. Для этого потребуется проведения независимой экспертизы и наличия актов выполненных работ. В отдельных случаях будут необходимы только акты выполненных работ. Эти документы подтвердят правомерность размера восстановительного ремонта, стоимость работ и запчастей, размера неуплаченного НДС. Также при соблюдении некоторых нюансов, можно будет получить размер износа с виновника ДТП. Помните, Вы также имеете права, а не только обязанности. При этом расчеты страховщика далеко не окончательны, и их можно и нужно оспаривать.

Источник: Страховой юрист